Назад Главная
Цепи противоскольжения

Как за 15 минут превратить шоссейную резину в грязевую, со злым протектором?
Очень просто - нужно надеть на нее цепи противоскольжения.
Вопрос только в том, какие именно выбрать.

Цепи противоскольжения широко применяются в регионах с холодным климатом - преимущественно для борьбы со снежными заносами. Мы же решили посмотреть, насколько улучшается проходимость автомобиля в грязи после дооборудования его шин металлическим «протектором» и насколько зависит эта самая проходимость от типа цепей. В качестве испытуемых мы выбрали российские колесные цепи «Велга», итальянские Maggi Group Rapid Matic и австрийские Pewag Brenta 4x4. А проводился тест на стандартном Jeep Cherokee с установленными на нем колесами Pirelly Scorpion Mud - машины на шоссейной резине у нас под рукой не нашлось.

Главная характеристика цепей противоскольжения - максимальное тяговое усилие, которое они позволяют развить автомобилю до срыва колес в безнадежную пробуксовку. Следующее по важности качество - удобство монтажа. Ну а стоимость? - спросите вы. Что ж, это дело тонкое, тут пусть каждый решает сам.
Приняв во внимание все эти тезисы, мы разработали программу испытаний. В нее входили замеры тягового усилия автомобиля с цепями и без них в грязевой каше, а также оценка удобства пользования «металлопротекторами».
Что касается одевания - снятия цепей, то все подопытные четко разделились на две группы. Изделия отечественного производителя - а мы взяли два варианта, с сотовым и лестничным плетением - имеют одинаковую конструкцию крепления. Вначале цепи необходимо разложить перед (или за) колесами машины, полностью их расправив. При этом замок (длинная пластина хитрой формы) должен располагаться снаружи автомобиля. После чего требуется заехать на получившиеся цепные «дорожки» и только потом приступать к закреплению. Сперва зацепляется внутренний крючок, потом цепь равномерно распределяется по всей поверхности протектора и можно застегивать внешний замок. Длинная пластина просовывается в звено, как можно более дальнее от конца цепи, и перегибается через него. Потом, используя пластину как рычаг, цепь натягивают и замок защелкивают в специальное кольцо. В описании все это представляется довольно сложным, но стоит один раз попробовать, и проблем уже не возникает. Единственный нюанс заключается в том, что для качественного натяжения цепи приходится приложить довольно большое усилие. Демонтаж проходит проще, поскольку цепь натягивать уже не нужно. Просто освобождаешь пластину, расстегиваешь внешнюю сторону, чуть смещаешь цепь внутрь и отщелкиваешь внутренний замок. Вся процедура «снять-поставить» при достаточном опыте занимает примерно пять минут.

БЛИЗНЕЦЫ ИЗ-ЗА «БУГРА»

Импортные образцы, несмотря на различия в производителях, в свою очередь оказались сильно похожими друг на друга. Внутренний обод у обеих моделей представляет собой металлический трос, на который одеты цепные поперечины, скрепленные внешней цепью, разделенной на два отрезка. При установке трос просовывается за колесо таким образом, чтобы два куска поперечных цепей располагались спереди и сзади колеса, и замыкается в кольцо. Затем застегивается первый (малый) замок на внешней стороне цепи, а поперечная часть равномерно распределяется по протектору колеса. А вот натяжение цепей от Pewag и Maggi Group осуществляется по-разному. Первые придется утягивать вручную, подтягивая внешний «обод» и перецепляя закрепляющую цепочку в специальном замке - прорези в металлической пластине, в которую вставляется звено. Maggi же предлагает автоматизировать процесс: за натяжение там отвечает трещотка, так что особых усилий данное действие не требует. Правда, трещотка запросто забивается грунтом. Пока грязь жидкая, ничего страшного не происходит, но стоит ей подсохнуть, и механизм начинает заедать. У Pewag''a освобождение, напротив, не зависит от «внедорожных условий»: там цепочка снимается резким рывком. Дальнейшее снятие сложностей не представляет и протекает у обоих «иностранцев» идентично. Цепь стягивается к внутренней стороне протектора, что позволяет свободно двигаться ободу, и замок троса расстегивается. В целом, сравнивая все три варианта крепления, можно сказать, что они по удобству примерно одинаковы. А самое главное - при любом раскладе остаться чистым не получится. Руки придется просовывать за колесо, нащупывая внутренний замок, так что грязь по локоть гарантирована в любом случае. Pewag, кстати, прилагает к цепям пару длинных полиэтиленовых перчаток, но они слишком тонкие и легко рвутся.
Еще один момент - хранение и перевозка. Отечественные цепи делаются из обычного металла, нестойкого к ржавчине, и упаковываются в плетеные пластиковые мешки, со временем раcползающиеся. В свою очередь импортные изделия изготовлены из нержавеющего сплава и упакованы в пластиковые чемоданчики, в которые, кстати, pewag''овские цепи укладываются существенно легче, нежели продукты от Maggi. И хоть на работоспособности такое различие отражается несильно, чисто эстетически «иностранцев» из багажника доставать приятнее.

БЕСПРИСТРАСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Основное, что интересует любого покупателя цепей, - это тяговое усилие, измерение которого и было основной задачей теста. Причем если с оценкой эргономичности мы решили справиться, основываясь только на собственных ощущениях, то измерение тягового усилия мы поручили динамометру. Установив на безопасном от грязевой «ванны» расстоянии Dodge RAM, мы прицепили за крюк фаркопа одну серьгу прибора, а вторую через металлический трос с крайне малым коэффициентом растяжения прикрепили к Cherokee. Теперь любое усилие фиксировалось беспристрастным прибором. Конечно, на абсолютную объективность замеров мы не претендуем, поскольку и дно в луже, и консистенция грязи в какой-то степени менялись с каждым заездом. С другой стороны, и изучали мы все-таки не полупроводники - динамометр должен был всего-навсего отобразить существенные различия в работе цепей.

Проверка показала, что собственный протектор Scorpion Mud позволяет автомобилю дотянуть стрелку прибора до 2 кН. Физическая поддержка в виде цепей с сотовым плетением развивает успех до 5 кН. Причем такой результат (средний по трем попыткам) продемонстрировали все «сотовые» образцы. И это несмотря на то, что рисунок «Велги» - скрепленные вершинами ромбики, а у «иностранцев» последние связаны продольными отрезками цепи. Да и профиль прутка, из которого делаются звенья, как оказалось, особых преимуществ не дает: импортные образцы с квадратным сечением вели себя так же, как и «россияне» с круглым. Возможно, конечно, что квадратное сечение оправдывает себя на льду. В общем, с «сотой» все ясно - выбирай любую, на свой вкус и кошелек.
Что касается «Велги» с «протектором» типа «лесенка», то она обеспечила машине усилие в 9 кН, то есть почти в два раза большее, чем у «соты». Да и без измерительных приборов было заметно, что с поперечинами на колесах Jeep выбирался из грязевой «ванны» более спокойно и уверенно. Так что по результатам испытаний можно сделать вывод, что тяговая сила (по крайней мере в грязи) зависит не от производителя и профиля цепи, а от типа плетения. И наилучшим вариантом здесь будут изделия с поперечно направленными цепными отрезками. Они, кстати, есть и у иностранных производителей.

ЛЕСЕНКА ИЛИ СОТА?
Итак, можно с уверенностью утверждать, что любые цепи повышают проходимость автомобиля. Причем «лесенка» делает это намного эффективнее. Но зачем же тогда выпускают «соту»? Все просто - при длительном движении на цепях по зимнику или грунтовке она обеспечивает больший комфорт, а на льду спасает от бокового сноса. Ну а напоследок поделимся интересным наблюдением: с каждым новым замером все цепи показывали все более худший результат, но ниже определенной планки (около 2.5 кН) их показатели не падали. Иными словами, в отличие от покрышек цепи не замыливаются и цепляются за грунт всегда. Правда, в силу этого и закопать автомобиль они могут существенно глубже...

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КОЛЕСНЫМИ ЦЕПЯМИ

1.Одевать и снимать цепи надо в соответствии с инструкцией, следя, чтобы рабочие поверхности равномерно и симметрично располагались поверх протектора колеса.
2.Одевать цепи требуется до въезда на труднопроходимый участок. Цепь - это профилактическое средство.
3.Помните, что для дорог с твердым покрытием цепи не предназначены. При контакте с асфальтом они портят его и портятся сами.
4. После использования при первой же возможности цепи надо промыть, уделив особое внимание замкам, просушить и, если они подвержены коррозии, залить консервирующим составом.

www.club4x4.ru

**************

**************

**************



Сайт создан в системе uCoz