Ford MUTT (1959 -1989)

Фотоальбом "Ford MUTT" Назад Главная
В 1950 г. Министерство обороны США объявило конкурс на создание "Многоцелевого тактического колесного транспортного средства", в котором компания Ford приняла активное участие.
Предназначенный для эксплуатации в войсках, автомобиль должен был заменить Willys М-38А1 - дальнейшего развития моделей Ford GPW и Willys MB, выпускавшихся во время 2-й мировой войны. Меньше чем через год результат был показан военным и в 1951 году Ford получил контракт на дальнейшую разработку прототипа.
В 1952 году был построен первый образец, получивший индекс Ford XM-151 MUTT (Multi Utility Tactical Truck), который имел несущий кузов с интегрированной рамой и полностью независимую подвеску на А-образных рычагах и пружинах (большинство деталей передней и задней подвесок – взаимозаменяемые). Независимая подвеска имеет ряд преимуществ по сравнению с зависимой: при наезде на препятствие колесо движется вертикально, сохраняя перпендикулярность дороге, положение одного колеса не влияет на положение другого, плюс малая неподрессоренная масса. Для обычной зависимой подвески всегда есть риск зацепить за грунт картерами мостов, а MUTT словно втянул живот! Значит, он хорошо подойдет для сильно пересеченной и каменистой местности, – такое направление конструкторской мысли воплотили инженеры Ford. Недостатки независимой подвески на бездорожье - ход подвески ограничен длиной рычагов – были нивелированы центральным соединением рычагов при увеличении длины последних.
В 1953 году начались официальные испытания на выявление лучшего варианта. В течение пяти лет шли армейские испытания, проверки и совещания, в ходе которых выявлялись возможности автомобилей преодолевать препятствия, перевозить людей и вооружение, превращаться в санитарный вариант, буксировать прицепы и пушки. Высокие требования предъявлялись к прочности машины, ее ремонтопригодности в полевых условиях, способности работать в различных климатических условиях.

В 1959 году Ford MUTT был запущен в серийное производство под индексом XM-151E1 и стал основным многоцелевым автомобилем армии США во время Вьетнамской войны.

Простая полноприводная трансмиссия с отключаемым передним мостом, независимая пружинная подвеска, максимальный клиренс при минимальной высоте кузова, практически отсутствие переднего свеса и небольшой задний (угол въезда - 67°, угол съезда - 37°) и короткая колесная база (2160 мм) сделали MUTT вездеходом, способным преодолевать практически любое бездорожье. Колеса со специальными шинами размером 31х7,00 R16 широко расставлены по углам автомобиля и делают невысокую машину очень устойчивой.
С помощью двигателя объемом 2,3 литра мощностью 72 л.с. (крутящий момент 180 Нм) 1,6-тонная машина преодолевает брод глубиной до 0,53 м (со специальным комплектом: 1,52 м) и 60-градусный подъем. Максимальная скорость с полной загрузкой из четырех человек и вооружением - 115 км/ч. Грузоподъемность – 545 кг (785кг – на модификациях с усиленной подвеской), масса буксируемого прицепа - до 910 кг.
Двадцать MUTT помещаются в транспортный самолет C-5A Galaxy, при необходимости автомобили могут быть сброшены на парашютах. Три MUTT к месту боевых действий могут доставить вертолеты CH-47 и CH-53E (в том числе и на внешней подвеске, для чего на машинах имеются специальные крепления на колесах и кузове).

В 1960 году началось крупномасштабное производство MUTT под индексами М-151 (разведывательно-командирский), М-718 – с удлиненным кузовом (санитарный), М-107 (штабной), а также XM-408 (с колесной формулой 6х6).

В 1964 году MUTT модернизировали: усилена задняя подвеска, появились модификации М-151А1 и М-151А1С (для установки тяжелого вооружения – 106-мм безоткатных орудий и крупнокалиберных пулеметов).
Во время испытаний в реальных боевых условиях на скоростях, близких к максимальной, проявился существенный недостаток независимой задней подвески. Центральное сочленение А-образных рычагов подвески приводило к тому, что колесо, вывешенное ниже других относительно кузова, стремилось повернуться внутрь. На твердом дорожном покрытии при незагруженной задней части машина на высокой скорости теряла управление и могла перевернуться.

В связи с этим, в 1969 году серьезной модернизации подверглась техническая часть – установлена полунезависимая подвеска задних колес с маятниковой вилкой тянущего типа - для повышения устойчивости машины в поворотах на большой скорости. Тормозная система стала двухконтурной. Электрический топливный насос был заменен механическим. Появилась травмобезопасная рулевая колонка и новый руль с широкими спицами. Ветровое стекло стало цельным, появился омыватель ветрового стекла и дворники с двумя скоростями.

Модификации с 1970 года: М-151А2 (разведывательно-командирский) и М-825 с усиленной подвеской (для установки противотанковых управляемых ракет TOW). Модификация в исполнении «санитарный автомобиль» получила индекс M-718A1.
Кроме того, на базе М-151А2 была создана модификация FAV (Fast Attack Vehicle). Легкий и мощный автомобиль, оснащенный большими колесами и длинноходной подвеской, использовался специальными подразделениями по принципу мобильного боя Hit and Run: для разведывательных операций, молниеносных рейдов, окружения группировок противника, диверсий на коммуникациях, уничтожения колонн на марше и других задач, для которых требуется высокая мобильность. Сверху кузов защищен мощной трубчатой рамой, предохраняющей экипаж при опрокидывании машины. Количество вариантов вооружения может быть очень большим, в зависимости от типа решаемых задач - от личного автоматического оружия экипажа и нескольких пулеметов до автоматических гранатометов и минометов и противотанковых управляемых ракет.

Кроме компании Ford, M-151 по лицензии производился (с1971 года) компаниями Kaiser Jeep и General Motors.
Производство M-l51 продолжалось до 1990 года - еще 7 лет, после того как в вооруженных силах США стал использоваться M-998 HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) - Hummer. В настоящее время M-151 в большом количестве продолжают служить в армиях многих стран мира.

************************

************************

************************



Сайт создан в системе uCoz