История создания джипов

Ford GPW Ford MUTT Ford Bronco Ford Willys Назад Главная
Родоначальниками автомобилей "джип" считаются американские компании Ford и Willys, которые в 1941 году совместно организовали массовое производство легких автомобилей, имеющих рамный кузов упрощенной конструкции, понижающую передачу в трансмиссии и полный привод.

В конце 30-х годов прошлого века армии США понадобился автомобиль, способный перевозить трех солдат и четверть тонны снаряжения. Небольшая автомобильная фирма Bantam очень быстро создала проект нового автомобиля с полным приводом. Еще через два месяца были построены несколько прототипов автомобиля Bantam-40 BRC. Испытания показали, что этот автомобиль требует доработки. В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к легкому командирско-разведывательному автомобилю. При вместимости 4 человек или грузоподъемности в 600 английских фунтов (272,2 кг) автомобиль типа 4Х4 с двигателем мощностью не менее 40 л с должен был весить не более 590 кг при колесной базе 2032 мм и колее не шире 1194 мм.
Фирма Bantam уложилась в жесткие рамки заказа и в июле 1940 года показала первый прототип своего вездехода, имевшего снаряженную массу 921 кг, значительно превышающую заданную. Однако недостаточные производственные возможности фирмы, не позволили ей развернуть массовое производство своей разработки, открывшей новое направление в технике.
Фирма Willys решила, что указанные технические требования и сроки их выполнения нереальны, и попросила для осуществления своего проекта 75 дней, несмотря на то, что уже имела определенный задел в этой работе.
Под давлением военных Ford также решил участвовать в конкурсе на армейский легковой автомобиль и к ноябрю 1940 года построил Ford Pygmy массой 998 кг с 4-цилиндровыми, двигателем мощностью 45 л.с.

Испытания, проводимые в ноябре 1940 года, показали интересные результаты. Кроме доработанного Bantam, здесь были представлены Willys и Ford. Все автомобили очень напоминали прототип Bantam – результат негласного присутствия конкурентов при испытаниях. Заднеприводный Ford продемонстрировал слабую проходимость, Bantam имел недостаточно мощный двигатель, а Willys – множество сложных конструктивных решений, непригодных для армейской жизни.
Фирма Willys, почувствовав всеобщий интерес к перспективному типу этого, можно считать, совместно созданного автомобиля, в начале 1941 года существенно переработала внешний вид и кузов своего варианта вездехода, получившего производственную марку МА. В августе 1941 года она выпустила улучшенный и полностью завершенный вариант MB, отвечавший требованиям военных (хотя по сравнению с МА длина его увеличилась на 82 мм, ширина – на 25 мм, масса возросла на 130 кг). Это и решило исход соревнования между тремя фирмами по созданию армейского автомобиля-вездехода.
Ford тоже существенно переработал своего "пигмея" и выпустил новую модель GP. В течение 1941 года Ford GP было изготовлено 1500 штук и дополнительно заказано еще 2150. Эти машины большей частью попали в воюющую Англию.

Руководитель испытания, Дуайт Эйзенхауэр (впоследствии легендарный генерал второй мировой войны и президент США) принял решение – провести унификацию и освоить выпуск армейского внедорожника на всех трех предприятиях.
16 ноября 1941 года было достигнуто соглашение по выпуску легковых вездеходов Ford GPW . Энергичная организаторская и техническая деятельность, свойственная Форду, позволила уже в начале 1942 года развернуть на его заводах массовое производство этой модели.

Внешность первых внедорожников не отличалась изысканностью. Кузов был открытым - отсутствовали даже двери. Считалось, что это сделано для солдат, которым ничего не должно было мешать в случае чего сразу вступить в бой. В салоне - минимум комфорта: спереди 2 сиденья, сзади - 1 полуторное. На случай дождя имелся съемный брензентовый тент. В чем же уникальность этого автомобиля? В полном приводе, небольших размерах, четырехцилиндровом 2,2-литровом 60-сильном моторе. Его конструкция изобилует техническими шедеврами: ветровое стекло ложится на капот, фары при необходимости можно повернуть на 1800 и использовать в качестве переноски при ремонте мотора, тент сворачивается подобно плащ-палатке.
Благодаря армейской хронике этот автомобиль сегодня знаком всему миру. Ford от Willys практически не отличался, и автомобили всех трех фирм солдаты называли «джипами». Происхождение этого слова можно искать в аббревиатуре обозначения модели Ford GP (джи-пи), что расшифровывается как «транспортное средство общего пользования». Но есть мнение, что остроумные солдаты дали автомобилю такое прозвище в честь героя популярных довоенных комиксов про Юджина Джипа.
Поступая уже с 1942 года во все возрастающих количествах в войска союзников, Ford GPW и Willys MB быстро приобрели невероятную популярность на всех фронтах второй мировой войны и фанатичную преданность всех, кто на нем ездил. Он с одинаковым успехом мог быть и быстроходным артиллерийским тягачом, и передвижным командным пунктом, возить радиостанцию и офицеров связи, быть санитарным транспортом и даже ходить в бой в качестве высокомобильной 12,7-мм пулеметной установки. Он проходил там, где до него не бывало ни одного автомобиля, причем усилиями экипажа машину при крайне редком застревании можно было вытащить за специальные поручни на кузове практически из любой грязи.
У противника не было ничего подобного, что вызывало зависть даже у хорошо моторизованного германского вермахта. За захват Ford GPW итальянское командование обещало 2000 лир, в то время как за танк – вдвое меньше. Успех нового автомобиля и его повсеместное использование вызвали к жизни многочисленные модификации. В начале 1942 года Ford построил и уже в сентябре поставил на производство плавающий вариант "джипа" – легкую амфибию Ford GPA грузоподъемностью 375 кг(6 человек). Машина получилась удачной и нашла широкое применение в армиях союзников, особенно при проведении десантных операций завершающего периода воины. В Красной Армии амфибия "Форд-4", как ее иногда называли, с успехом использовалась, начиная с 1944 года, при форсировании водных преград.

В практически неизменном виде первый "jeep" выпускался до 1950 года, а по лицензии во Франции и в Японии – еще несколько лет. И сейчас, спустя полвека после начала производства, эта машина встречается практически во всех странах мира.
Аббревиатура GP,в обиходной речи звучавшая как "джи пи", превратилась со временем в слово jeep - термин, определяющий принадлежность легкового автомобиля к классу машин для бездорожья. В 1950 году слово jeep было зарегистрировано компанией Willys как собственная торговая марка. В настоящее время права на торговую марку "Jeep" принадлежат корпорации Daimler-Chrysler.

*****************

*****************

*****************



Сайт создан в системе uCoz