АКП на внедорожниках Назад Главная
Антон Смирнов из Петербурга - ярый поклонник больших американских автомобилей. Его заметки об опыте эксплуатации и ремонта таких машин могут оказаться полезными нашим читателям.

О первом опыте и ошибках
На американских автомобилях я, можно сказать вырос.
Первый из них, Dodge Ram, появился у меня совершенно случайно ещё в 1991 году. Продавали его за смешные деньги, поскольку напрочь была убита автоматическая коробка передач, и как её оживить, никто не знал. Запчастей не было. Литература нашлась только наша, да и та по чайковским коробкам. Поначалу даже пытались лить в автомат ТАД-17И. Естественно, ничего хорошего - пять минут проедет, и привет.
В конце концов коробка была разобрана. Оказалось, не так уж это и сложно. Главное, после снятия поддона аккуратно открутить мозги - могут выскочить пружины и запирающие шарики.
В результате долгих ночных бдений на свет появилась принципиальная схема работы АКП. Затем попытались напылить кольца в Политехе. Машина прошла на них 100 км и опять встала. В конечном счёте, через знакомых, привезли из Финляндии ремкомплект.
Ничего таинственного в устройстве АКП, как выяснилось нет. Расхожее мнение, что на весь Петербург едва найдётся два человека, способных починить автомат, - простите, чушь.
Принцип работы АКП основан на давлении жидкости (Dexron). Именно поэтому важно следить за её уровнем. Сняв поддон, вы увиддите масленый фильтр и мозги. Фильтр меняется вместе с кольцами. Гарантийный пробег автоматической коробки без ремонта - 160 тысяч километров (для американцев), смена масла - через каждые 20-40 тыс. км, в зависимости от типа агрегата.
Мозги, пожалуй, самая сложная часть коробки. Они не ломаются в принципе (но при плохом уходе могут забиться посыпавшимися кольцами) и отвечают за направление масла в нужный для включения определённой передачи канал. Представляют собой съёмную плату с множеством этих самых каналов, по которым под давлением масла бегают шарики и перекрывают или открывают клапаны.
Передачи АКП похожи на стакан в стакане. Они имеют набор колец с фрикционным покрытием. В хвостовой части коробки стоит тормозная лента с таким же покрытием, которая отвечает за включение более низкой передачи, а также срабатывает при резком старте - задерживает включение второй передачи.
При нормальном старте (говорю об американцах!) вторая передача должна включаться при скорости автомобиля 20-30 км/ч.
Опыт нескольких лет эксплуатации машин с АКП позволил сделать некоторые выводы:
- не надо надеяться на русское авось, и кувалда тут не поможет;
- нельзя подтормаживать, нажимать на тормоз и газ одновременно;
- можно переключать скорости во время движения, убирая при этом ногу с газа;
- нельзя включать parking (P) до полной остановки, иначе вы увидите внутренности коробки на асфальте под машиной;
- первый признак недостаточного уровня Dexron - хорошо слышный вой гидротрансформатора (гидромуфты); нужно следить за уровнем жидкости (можно мешать II и III); ёмкость коробки 5-7л, даже небольшой недолив - страшная вещь, так как вся работа АКП зависит от давления;
- прижим колец в передаче должен быть нормальным (плюс-минус здесь не годится);
- первый признак осыпания колец - пробуксовка или невключение передачи (в 90% случаев - задней); для начала отрегулируйте тормозную ленту;
- если в дороге жидкость из автомата вытекла, долейте воду и обязательно следите за её уровнем, потому как она будет выкипать.
Американцы обычно вливают и выливают Dexron (при помощи насоса) через заливочную горловину. В поддоне слива нет, и на старых машинах будет совсем не лишним снять поддон, отодрать высохшую пробковую прокладку, которая травит, и поставить новую, обязательно пробковую. Заодно врежьте слив, так как Dexron всё же надо менять.
Трубки, выходящие из коробки в радиатор, отворачивайте нежно, потому что верхняя - под давлением, и ломать нельзя. Штуцеры в американцах - дюймовые.
О стиле и особенностях езды
Существует мнение, что на машинах с АКП нельзя тормозить двигателем и что автомобиль буксует на льду и грязи. Так думают люди, не ездившие на автомате.
Тормозить двигателем можно, причём двумя способами: убрать ногу с педали газа (коробка медленно сбросит передачу на более низкую) или переключить передачи самому - с D на L2 (вторую), затем на L1 (первую). Естественно, и в этом случае нога должна быть снята с педали газа.
Рассмотрим пробуксовку. Поскольку я ездил на автомобилях с двигателем V8 большой мощноси, то вариант старта на льду и гзязи был один - очень медленно нажимать на газ, чтобы АКП не подумала, буд-то вы хотите резко стартануть, и не включила kick-down. Можно вообще не нажимать на акселератор - при нормальном уровне Dexron машина тронется на передаче плавно и без пробуксовки.
Не забывайте, что максимальный крутящий момент у низкооборотистого двигателя возникает в районе 1000 - 1500 мин-1, и если передавить газ, машина будет стоять на месте, пока не докопается до какой-либо твёрдой, нескользкой поверхности. В крайнем случае можно выбраться из грязи враскачку, но тут придётся довольно быстро, используя инерцию автомобиля, переключать передачи с D на R и обратно. Новичок запросто может угробить коробку. Поэтому, если у вас нет опыта обращения с автоматом, а вы застряли в грязи, лучше действовать обычным способом - поддомкратить машину и что-нибудь подложить под колесо.
О расходе топлива
Автомобиль с автоматом потребляет бензина максимум на 5% больше, чем машина с обычной КП. Объясняется это некоторой задумчивостью АКП и большим промежутком времени между увеличением оборотов двигателя и включением передачи (не забывайте о гидромуфте и о том, что непосредственно передачу включает жидкость). Зато двигатель не напрягается и работает в определённом режиме.
На американцах можно уменьшить расход топлива заменив четырёхкамерный карбюратор двухкамерным и отключив систему очистки отработанных газов. Мой полноразмерный Van с калифорнийской системой очистки (под нормы, которые жёстче современных европейских), требует 18 литров Аи-76 на 100км. Расход топлива зависит от стиля езды - тут всё как на экзаменах в автошколе: плавное ускорение и плавное торможение.
О замене автомата на ручную коробку
Почему-то очень многие хотят это сделать. Однако забывают, что всякое решение плодит новые проблемы. Для езды по городу и по трассе нет ничего лучше АКП. Её рассчитывают под конкретный двигатель, и обороты она выбирает оптимально для каждого режима. На Oldsmobile можно разогнаться до 220 км/ч при 3000 - 3500 мин-1.
Прикинем во что вам выльется замена автомата ручной коробкой.
Для начала придётся купить саму РКП, далее потребуется корзина сцепления, затем третья педаль (весь педальный узел). Следом возникает проблема с заменой карданного вала (задний привод). Передаточные чистила могут быть разные, и если вы не смените мост, его посто разобьёт.
Придётся менять тросик спидометра, может, и радиатор. Про дексроновые трубочки помните? А про площадку карбюратора, куда крепятся тросики газа и kick-down?
Теперь о ремонте АКП. Стоимость полного ремкомплекта меньше, а в него входит всё; да и про гарантийный пробег помните. При наличии инструментов ремонт займёт 5-6 часов.
Так что все, намеревающиеся приобрести автомобиль, хорошенько подумайте, какая коробка передач вас больше устроит, потому что менять АКП на РКП - всё равно что пересаживаться из мягкого кресла на табуретку.

(Журнал Колесо № 6 2000 г)

**********************

**********************

**********************



Сайт создан в системе uCoz